В музее Пушкина открылась выставка одного из лучших в мире собраний венского бидермейера*. Коллекцию, в которой более 100 картин и рисунков, представляет лично владелец — князь Лихтенштейнский.
Ханс-Адам II, князь Лихтенштейнский: «Наша семья всегда поддерживала хорошие отношения с Россией и в ХIХ веке, и в XX столетии. У нас были действительно тесные контакты, очень хорошие контакты.
И я рад, что в ХХI веке мы можем продолжить эту удачную историю наших взаимоотношений, которые развивались более 200 лет.
Эта выставка — определенный знак с нашей стороны, знак благодарности за то, что мы можем похвастаться такой чудесной совместной историей».
Этот стиль воспевает не роскошь, а уют. На картинах не боги, а обычные люди и бытовые сценки, от которых веет спокойствием и простодушием.
Именно за простодушие к этому направлению в искусстве сначала относились с пренебрежением. Теперь же в Австрии собираются открыть целый музей, одно из центральных мест в нем займет представленная в Москве коллекция. *Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.
Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства. Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815—1840 годов.
Илья Бухтуев Корреспондент службы информации НТВ
|